Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Наш опрос

На кого вы учитесь?
Всего ответов: 397

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПСИХОЛОГИЯ ТАНЦА

Наши тело и душа всегда найдут повод, чтобы выйти из равновесия. Постоянные стрессы, хроническая усталость стали делом привычным. Но есть метод, который и лечит и доставляет удовольствие. А иногда вводит в измененное состояние сознания. Это всеми любимый танец.

Танец - это самый первый язык и способ общения. До появления речи выражать свои мысли и эмоции мы могли лишь с помощью языка тела. Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на сознание известны давно. Ритмичные движения множества людей приводят к появлению чувства единения. Возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее. Как часть ритуалов танец являлся мостом между "хаосом и космосом", воплощением отношений между человеком и окружающей средой. В ХХ веке танец получил новый, очень мощный импульс к развитию. Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к новому пониманию танца – они считали главным выражение неповторимой индивидуальности танцовщика.

Некоторые утверждают, что они не танцуют. На самом деле эти люди просто боятся показаться некрасивыми со стороны. Хочу открыть вам страшную тайну: танцевать умеют все. Просто не все об этом знают.

В ХХ в. самым распространенным заболеванием стала гиподинамия - недостаточность движения. Ребенок одиннадцать лет сидит за школьной партой, затем еще пять-шесть лет учится в ВУЗе. Дальнейшая жизнь не требует движения. От нагрузок освобождают машины. Однако человеческий организм рассчитан на движение. Медики говорят, что эластичность и крепость стенок кровеносных сосудов формируется только при физических нагрузках. Если таковых нет, то нечего удивляться ранним инфарктам и другим заболеваниям кровеносной системы. Танец способен спасти, и спасает многих от этой чумы ХХI века.

Помимо космической ритмики, есть ритмика человеческого тела. Один из самых мощных ритмических стержней человека - его дыхание. У многих народов сам смысл слов "дыхание", "дух", "душа" очень близок. От качества дыхания зависит наше здоровье, наша жизнь. Ритм подчиняет себе все клетки, все атомы человеческого организма. С заданным музыкой ритмом пытается биться сердце. Упорядоченные движения тела помогают окрепнуть душе и танец берет на себя заботу о нашем душевном благополучии. Современные психоаналитики относятся к этому с большой серьезностью и иногда этот метод назвают "терапией измененного сознания".

Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой – является “совместным продуктом” развития в ХХ веке современного танца и психотерапии.

Можно выделить три области применения танцтерапии:

танцтерапия больных (клиническая танцтерапия) – используется как вспомогательная терапия, наряду с лекарственной, особенно для пациентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40-х гг. нашего века.
- танцтерапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ). Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.
- танцтерапия для личного развития и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих индивидуальных качеств, найти новые пути взаимодействия с другими людьми.

На Западе большое развитие получил метод танцевальной терапии или обучающего танца. "Первой леди" танцевальной терапии считалась Мариэм Чейз, создавшая первый лечебный и учебный центр в Вашингтоне в госпитале святой Елизаветы.

Танцевальные терапевты основываются на работах психоаналитиков, таких как Вильгельм Райх, Карл Густав Юнг, Карл Стек Сальван. В последние годы в западной танцевальной терапии все большую важность приобретает работа со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения. Трудно спорить с тем, что танец способен улучшить настроение, снять хандру. Танцы - лечшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от многих других комплексов. По своему оздоравливающему воздействию на организм танцы сравнимы с лыжным спортом и плаванием. Но ведь чтобы покататься на лыжах нужна, как минимум, зима, а для плавания - как минимум, водоем. Танцевать же можно, не выходя из дома.

C точки зрения здоровья любой вид танца по-своему действует на организм. Некоторые танцы сами по себе, без специального метода, являются прекрасной терапией.

Это арабские, индийские и латиноамериканские танцы, парные типа аргентинского танго или хастл и, наконец, спонтанные танцы, современное подобие которых можно увидеть на дискотеке. Однако во всех этих танцах нет полной осознанности. А это главное, что отличает просто танец от двигательной терапии. Из всех стран мира более всего культура танца развита в Индии. Взрастившие культуру этой удивительной страны Ведические писания убеждают нас в том, что в духовном мире, каждое слово – песня, а каждый шаг – танец. За пределами материальной Вселенной все танцуют и поют не в кино, а в жизни.

Задумайтесь на секунду. Жизнь - как танец... Каждый день мы совершаем миллион различных движений: жестикулируем, бегаем, приседаем. При чем здесь танцевальная терапия? При том, что танец - базовая потребность человека.

Созерцание индийского танца дает избавление от болей психосоматического характера. Выполнение специальных движений руками и пальцами имеет огромный психофизиологический эффект. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития речи и коммуникабельности. Врачи видят в жестах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего нормализуется работа центральной нервной системы.

Индийский классический танец необычайно полезен для решения множества специфических женских проблем. Например -

- В процессе танца увеличивается циркуляция крови, что особенно благотворно влияет на органы малого таза. Выходят шлаки из организма, и, как следствие, проходит воспаление придатков, и даже, как бы фантастично это ни звучало, рассасываются миомы, перестают образовываться кисты;

- Значительно улучшают состояние позвоночника уже через 1 месяц занятий, даже у людей, перенесших травмы позвоночника;

- Ощутимо развивает гибкость суставов через 2-3 месяца, результаты заметны и у молодых девушек, и у женщин в возрасте;

-Также было отмечено, что занятия индийским танцем благотворно сказываются на состоянии кожи и цвете лица.

В астрологии говориться что танец - один из самых сильных способов усиления Венеры. Венера отвечает за гормональные функции, детородные органы кожу и общую привлекательность, магнетизм.

Любой индийский танец состоит из двух важных аспектов-"Нритта" и "Нритья" - эмоционального и технического.

"Нритта" - танец, в котором движения и жесты танцовщицы подчинены чисто этническим целям. Это красивые движения и позы, комбинации ритма, техническое мастерство.

"Нритья" - это когда индийский танец наполняется глубинным значением, получая смысловую нагрузку. Лицо исполнителя становится зеркалом эмоционально-духовного состояния.

Одна из удивительных особенностей Индийского танца - это использование языка жестов. При помощи этих жестов исполнитель может выражать почти все аспекты человеческой жизни.

Изначальным источником танца является Натья-шастра – самый древний на планете трактат (один из 40 других аспектов Вед), посвященный искусству танца и театра. Классический индийский танец связан с поклонением божествам, которым и посвящали свое искусство храмовые танцовщицы. Собственно, традиционный индийский танец является ничем иным, как разговором человека с Богом.

Чтобы освоить ведическое искусство хореографии и театра, помимо сложной техники жестов – мудр, выражений лица, движения тела – абхинайян, а также замысловатых па – гати, нужно изучить и науку о расе и бхаве – тех или иных настроениях, воссоздание и передача которых является главной задачей артиста.

Медитативные индийские мелодии строятся на семи изначальных нотах, которые называют божественными звуками, пробуждающими душу к новой жизни и берут свое начало в древней Сама-веде. Каждому из восьми времен суток и шести времен года (а в древней Индии была именно такая квалификация времени), соответствуют свои мелодии (раги), освобождающие ум от тревог и волнений. Умело направляя их тонкую энергию, ведический музыкант мог стать врачом, исцеляющим тело, ум и душу. В ведических текстах звук назван важнейшим средством достижения высшего, одухотворенного сознания.

Гораздо лучше, чтобы дети были заняты изучением этики поведения и искусству танца, вместо того чтобы у телевизора впитывать в себя насилие.

Чтобы танцор мог понимать, что именно лучше всего делать для перенаправления энергии в нужное русло, ему важно сознавать свое тело. Осознавание тела – это точное знание о том, что именно сейчас происходит с телом в каждой его части. Оно напрямую связано с осознаванием эмоций и чувств. Когда животное испытывает страх, в его кровь поступает адреналин, мобилизуя двигательный аппарат и с этого момента животное готово бежать, и его моторика свидетельствует об этом. В отличие от животного, у человека есть социальные установки, в связи ними он останавливает моторные реакции своего организма и испытывает блокировку тела. Когда сдерживание моторных реакций закрепляется многократными повторениями, образуется двигательный портрет человека, характеризуемый особенностями осанки, походки, связаными с индивидуальными способами удерживания моторных реакций: у кого-то зажаты руки, у кого-то ноги, у кого-то спина. Это значит, что сильно заблокирован доступ к эмоциям.

Сдерживание моторных реакций становится автоматическим и не поддается до тех пор, пока не начинается работа по осознаванию тела.

Разблокировка тела – процесс длительный и требует постоянного внимания, а не разовых «вливаний» танцору в уши различных указаний. Осознавание тела и чувств – процесс очень долго тренируемый. Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели. У каждого тела свой язык. Чаще всего, это очень “тихий” язык – едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах. У каждого тела есть свои “любимые” позы, жесты, особенности походки. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык, - на то послание, которое несет в мир тело, хотя именно это послание неосознанно “считывается” другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцтерапии – научить человека слышать неповторимый голос своего тела.

У американских индейцев племени пуэбло священное пространства, своего рода храм, называемый “кива”. Он располагается под землей. Его самая главная часть, “сипапу”, представляет собой маленькое узкое отверстие, ведущее в сокровенное сердце Земли. Для их танца характерны сильные удары по земле. Традиционный целитель из Ванкувера пишет: “Соединяя удары ног по земле с ритмом барабана, мы связываем наши духовные корни с корнями Матери Земли…”. В духовных традициях американских индейцев важную роль играет не только Мать-Земля, но и Отец-Небо.Какое отношение это имеет к танцтерапии?

Достаточно быстро начинающие танцоры любого возраста замечают, что движение в нижней половине тела “проходит” хуже, бедра, колени и ступни ощущаются более “неживыми”. Это достаточно известное явление, описанное в психологии как отсутствие “заземленности”. Оно встречается почти у каждого современного городского жителя. “Возвращение корней” – это обращение к естественным источникам силы. Телесный низ связан с одной стороны, с энергией “животного мира”, а сдругой стороны, - с детством, когда мы реально находимся “ближе к земле”. Отсутствие “заземленности” связано с неуверенностью, недостатком естественного баланса. Работа с весом обнаруживает лишнее напряжение в теле, которым мы “держим” себя, что формирует привычный, но неэффективный “образ Я”.

Телесный верх для нас связан больше с “высокими чувствами”, постоянной драмой “жажды и страха полета” в человеческой жизни.

Направление вверх является одним из измерений духовности. Для многих людей доступ к движениям в этой области связан с прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”; мечтой о свободе, полете и танце, идущими из детства. Или с освоением нового и незнакомого.

Интеграция верха и низа дает нам два положительных эффекта:

Обретение большей целостности тела. Привычный для западного человека “образ тела” – “большая голова на тоненьких ножках” - сменяется более реалистичным и точным образом тела и, следовательно, образом своего “Я”.
2. Нахождение внутреннего центра, центра тяжести и энергетического центра в восточных традициях.
Когда мы заново открываем эти возможности танца, мы можем действительно почувствовать силу и яркость того, что в далекие времена называлось “танцем с землей и небом”.

У всех есть определенный образ своего “я”и Образ “я” выражен в образе тела. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются в нашем теле.

Страхи и нереализованные желания выражает тело. Но, к счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения. Человек – это не заданная сущность, “живая статуя”, человек – это процесс развития, у нас всегда есть возможность движения. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец позволяет придти к новому пониманию своего “я”.

Другим распространенным "слепым пятном" для городского жителя являются хаотические движения. Яркость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем "отпускать" себя, и насколько это лишает нас спонтанности. Спросите себя - как много места я позволяю себе занять в жизни других людей? Насколько я чувствую "свое" пространство? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие - нет? Время - какой ритм более органичен для меня? При каком ритме - быстром или медленном - я чувствую себя более уверенным, более осознанным? Вес - насколько я чувствую свой вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей? Течение - насколько направлены мои движения? Насколько я могу "держать" цель, определенный ритм или стиль движения?

Условно можно выделить три основных способа использования танца в области терапии.

1. Спонтанный танец, тотальное отпускание тела, увлеченность потоком энергии и движения; используется во многих так называемых "шаманских" техниках. Это один из самых простых и эффективных выходов в экстатическое состояние. (Барака-танец суфиев)
К сожалению, зачастую телесные ограничения, отражающие ограничения личностные, никуда при этих процессах не исчезают.Поток протекает внутри берегов ограничений, лишь иногда прорывая себе другое русло. Подобные экстатические состояния кратковременны, но хорошо выполняют освежающую, восстанавливающую функцию.
2. Ритуальный танец. В данных техниках танец играет ту же роль, что и в древности - в последовательнсти движений и поз кодифицируется опыт и определенная картина мира: его сил, стихий и человека в нем.
Естественное ограничение -в том, что далеко не все вещи, придуманные 2-6 тысячелетий назад продолжают работать для современного человека - можно сказать, что "объем" личности увеличился, к тому же изменились условия жизни.

Собственно танцевально-двигательная терапия и танцевальная импровизация.
Самостоятельное направление, использующее модели современной психологии и выражающее опыт современного городского жителя. Можно сказать, что в этом направлении сочетается игра, исследование и искусство.

Танец – это история человеческих взаимоотношений. У нас есть представления о себе, и это создает взаимоотношения с другими людьми.

Через танец мы можем:

- более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений,
- выразить те чувства, которые мы не умеем и боимся выражать,
- реализовать те желания, которые нам пока страшно воплотить,
- найти взаимопонимание, которого так не хватает в повседневной жизни.

Танцтерапия работает с тремя областями нашей жизни:
- наше тело, его возможности и ограничения;
- наше представление о себе самих ;

-наше взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений.
Жизнь тела является зеркалом сознания. В танце видны конфликты личности, ее неповторимость и ее ограниченность. Танец -это способ выражения эмоций, раскрытие личности, увлекательное путешествие к самому себе. Танцтерапия позволяет понять взаимосвязь внутренней жизни человека и ее воплощение в танце.

Категория: Мои статьи | Добавил: dise (07.09.2008)
Просмотров: 5935 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: