Мои статьи [12] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Наши тело и душа всегда найдут повод, чтобы выйти из равновесия. Постоянные стрессы, хроническая усталость стали делом привычным. Но есть метод, который и лечит и доставляет удовольствие. А иногда вводит в измененное состояние сознания. Это всеми любимый танец. Некоторые утверждают, что они не танцуют. На самом деле эти люди просто боятся показаться некрасивыми со стороны. Хочу открыть вам страшную тайну: танцевать умеют все. Просто не все об этом знают. В ХХ в. самым распространенным заболеванием стала гиподинамия - недостаточность движения. Ребенок одиннадцать лет сидит за школьной партой, затем еще пять-шесть лет учится в ВУЗе. Дальнейшая жизнь не требует движения. От нагрузок освобождают машины. Однако человеческий организм рассчитан на движение. Медики говорят, что эластичность и крепость стенок кровеносных сосудов формируется только при физических нагрузках. Если таковых нет, то нечего удивляться ранним инфарктам и другим заболеваниям кровеносной системы. Танец способен спасти, и спасает многих от этой чумы ХХI века. Помимо космической ритмики, есть ритмика человеческого тела. Один из самых мощных ритмических стержней человека - его дыхание. У многих народов сам смысл слов "дыхание", "дух", "душа" очень близок. От качества дыхания зависит наше здоровье, наша жизнь. Ритм подчиняет себе все клетки, все атомы человеческого организма. С заданным музыкой ритмом пытается биться сердце. Упорядоченные движения тела помогают окрепнуть душе и танец берет на себя заботу о нашем душевном благополучии. Современные психоаналитики относятся к этому с большой серьезностью и иногда этот метод назвают "терапией измененного сознания". Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой – является “совместным продуктом” развития в ХХ веке современного танца и психотерапии. Можно выделить три области применения танцтерапии: танцтерапия больных (клиническая танцтерапия) – используется как вспомогательная терапия, наряду с лекарственной, особенно для пациентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40-х гг. нашего века. На Западе большое развитие получил метод танцевальной терапии или обучающего танца. "Первой леди" танцевальной терапии считалась Мариэм Чейз, создавшая первый лечебный и учебный центр в Вашингтоне в госпитале святой Елизаветы. Танцевальные терапевты основываются на работах психоаналитиков, таких как Вильгельм Райх, Карл Густав Юнг, Карл Стек Сальван. В последние годы в западной танцевальной терапии все большую важность приобретает работа со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения. Трудно спорить с тем, что танец способен улучшить настроение, снять хандру. Танцы - лечшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от многих других комплексов. По своему оздоравливающему воздействию на организм танцы сравнимы с лыжным спортом и плаванием. Но ведь чтобы покататься на лыжах нужна, как минимум, зима, а для плавания - как минимум, водоем. Танцевать же можно, не выходя из дома. C точки зрения здоровья любой вид танца по-своему действует на организм. Некоторые танцы сами по себе, без специального метода, являются прекрасной терапией. Это арабские, индийские и латиноамериканские танцы, парные типа аргентинского танго или хастл и, наконец, спонтанные танцы, современное подобие которых можно увидеть на дискотеке. Однако во всех этих танцах нет полной осознанности. А это главное, что отличает просто танец от двигательной терапии. Из всех стран мира более всего культура танца развита в Индии. Взрастившие культуру этой удивительной страны Ведические писания убеждают нас в том, что в духовном мире, каждое слово – песня, а каждый шаг – танец. За пределами материальной Вселенной все танцуют и поют не в кино, а в жизни. Задумайтесь на секунду. Жизнь - как танец... Каждый день мы совершаем миллион различных движений: жестикулируем, бегаем, приседаем. При чем здесь танцевальная терапия? При том, что танец - базовая потребность человека. Созерцание индийского танца дает избавление от болей психосоматического характера. Выполнение специальных движений руками и пальцами имеет огромный психофизиологический эффект. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития речи и коммуникабельности. Врачи видят в жестах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего нормализуется работа центральной нервной системы. Индийский классический танец необычайно полезен для решения множества специфических женских проблем. Например -
- В процессе танца увеличивается циркуляция крови, что особенно благотворно влияет на органы малого таза. Выходят шлаки из организма, и, как следствие, проходит воспаление придатков, и даже, как бы фантастично это ни звучало, рассасываются миомы, перестают образовываться кисты;
- Значительно улучшают состояние позвоночника уже через 1 месяц занятий, даже у людей, перенесших травмы позвоночника;
- Ощутимо развивает гибкость суставов через 2-3 месяца, результаты заметны и у молодых девушек, и у женщин в возрасте;
-Также было отмечено, что занятия индийским танцем благотворно сказываются на состоянии кожи и цвете лица. В астрологии говориться что танец - один из самых сильных способов усиления Венеры. Венера отвечает за гормональные функции, детородные органы кожу и общую привлекательность, магнетизм. Любой индийский танец состоит из двух важных аспектов-"Нритта" и "Нритья" - эмоционального и технического. "Нритта" - танец, в котором движения и жесты танцовщицы подчинены чисто этническим целям. Это красивые движения и позы, комбинации ритма, техническое мастерство. "Нритья" - это когда индийский танец наполняется глубинным значением, получая смысловую нагрузку. Лицо исполнителя становится зеркалом эмоционально-духовного состояния. Одна из удивительных особенностей Индийского танца - это использование языка жестов. При помощи этих жестов исполнитель может выражать почти все аспекты человеческой жизни. Изначальным источником танца является Натья-шастра – самый древний на планете трактат (один из 40 других аспектов Вед), посвященный искусству танца и театра. Классический индийский танец связан с поклонением божествам, которым и посвящали свое искусство храмовые танцовщицы. Собственно, традиционный индийский танец является ничем иным, как разговором человека с Богом. Чтобы освоить ведическое искусство хореографии и театра, помимо сложной техники жестов – мудр, выражений лица, движения тела – абхинайян, а также замысловатых па – гати, нужно изучить и науку о расе и бхаве – тех или иных настроениях, воссоздание и передача которых является главной задачей артиста. Медитативные индийские мелодии строятся на семи изначальных нотах, которые называют божественными звуками, пробуждающими душу к новой жизни и берут свое начало в древней Сама-веде. Каждому из восьми времен суток и шести времен года (а в древней Индии была именно такая квалификация времени), соответствуют свои мелодии (раги), освобождающие ум от тревог и волнений. Умело направляя их тонкую энергию, ведический музыкант мог стать врачом, исцеляющим тело, ум и душу. В ведических текстах звук назван важнейшим средством достижения высшего, одухотворенного сознания. Гораздо лучше, чтобы дети были заняты изучением этики поведения и искусству танца, вместо того чтобы у телевизора впитывать в себя насилие. Чтобы танцор мог понимать, что именно лучше всего делать для перенаправления энергии в нужное русло, ему важно сознавать свое тело. Осознавание тела – это точное знание о том, что именно сейчас происходит с телом в каждой его части. Оно напрямую связано с осознаванием эмоций и чувств. Когда животное испытывает страх, в его кровь поступает адреналин, мобилизуя двигательный аппарат и с этого момента животное готово бежать, и его моторика свидетельствует об этом. В отличие от животного, у человека есть социальные установки, в связи ними он останавливает моторные реакции своего организма и испытывает блокировку тела. Когда сдерживание моторных реакций закрепляется многократными повторениями, образуется двигательный портрет человека, характеризуемый особенностями осанки, походки, связаными с индивидуальными способами удерживания моторных реакций: у кого-то зажаты руки, у кого-то ноги, у кого-то спина. Это значит, что сильно заблокирован доступ к эмоциям. Сдерживание моторных реакций становится автоматическим и не поддается до тех пор, пока не начинается работа по осознаванию тела. Разблокировка тела – процесс длительный и требует постоянного внимания, а не разовых «вливаний» танцору в уши различных указаний. Осознавание тела и чувств – процесс очень долго тренируемый. Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели. У каждого тела свой язык. Чаще всего, это очень “тихий” язык – едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах. У каждого тела есть свои “любимые” позы, жесты, особенности походки. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык, - на то послание, которое несет в мир тело, хотя именно это послание неосознанно “считывается” другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцтерапии – научить человека слышать неповторимый голос своего тела. У американских индейцев племени пуэбло священное пространства, своего рода храм, называемый “кива”. Он располагается под землей. Его самая главная часть, “сипапу”, представляет собой маленькое узкое отверстие, ведущее в сокровенное сердце Земли. Для их танца характерны сильные удары по земле. Традиционный целитель из Ванкувера пишет: “Соединяя удары ног по земле с ритмом барабана, мы связываем наши духовные корни с корнями Матери Земли…”. В духовных традициях американских индейцев важную роль играет не только Мать-Земля, но и Отец-Небо.Какое отношение это имеет к танцтерапии? Достаточно быстро начинающие танцоры любого возраста замечают, что движение в нижней половине тела “проходит” хуже, бедра, колени и ступни ощущаются более “неживыми”. Это достаточно известное явление, описанное в психологии как отсутствие “заземленности”. Оно встречается почти у каждого современного городского жителя. “Возвращение корней” – это обращение к естественным источникам силы. Телесный низ связан с одной стороны, с энергией “животного мира”, а сдругой стороны, - с детством, когда мы реально находимся “ближе к земле”. Отсутствие “заземленности” связано с неуверенностью, недостатком естественного баланса. Работа с весом обнаруживает лишнее напряжение в теле, которым мы “держим” себя, что формирует привычный, но неэффективный “образ Я”. Телесный верх для нас связан больше с “высокими чувствами”, постоянной драмой “жажды и страха полета” в человеческой жизни. Направление вверх является одним из измерений духовности. Для многих людей доступ к движениям в этой области связан с прорывом, воплощением нереализованного, идеального “Я”; мечтой о свободе, полете и танце, идущими из детства. Или с освоением нового и незнакомого. Интеграция верха и низа дает нам два положительных эффекта: Обретение большей целостности тела. Привычный для западного человека “образ тела” – “большая голова на тоненьких ножках” - сменяется более реалистичным и точным образом тела и, следовательно, образом своего “Я”. У всех есть определенный образ своего “я”и Образ “я” выражен в образе тела. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются в нашем теле. Страхи и нереализованные желания выражает тело. Но, к счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения. Человек – это не заданная сущность, “живая статуя”, человек – это процесс развития, у нас всегда есть возможность движения. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец позволяет придти к новому пониманию своего “я”. Другим распространенным "слепым пятном" для городского жителя являются хаотические движения. Яркость хаоса пугает, и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем "отпускать" себя, и насколько это лишает нас спонтанности. Спросите себя - как много места я позволяю себе занять в жизни других людей? Насколько я чувствую "свое" пространство? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие - нет? Время - какой ритм более органичен для меня? При каком ритме - быстром или медленном - я чувствую себя более уверенным, более осознанным? Вес - насколько я чувствую свой вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей? Течение - насколько направлены мои движения? Насколько я могу "держать" цель, определенный ритм или стиль движения? Условно можно выделить три основных способа использования танца в области терапии. 1. Спонтанный танец, тотальное отпускание тела, увлеченность потоком энергии и движения; используется во многих так называемых "шаманских" техниках. Это один из самых простых и эффективных выходов в экстатическое состояние. (Барака-танец суфиев) Собственно танцевально-двигательная терапия и танцевальная импровизация. Танец – это история человеческих взаимоотношений. У нас есть представления о себе, и это создает взаимоотношения с другими людьми. Через танец мы можем: - более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений, Танцтерапия работает с тремя областями нашей жизни: -наше взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: dise (07.09.2008) | |
Просмотров: 5935 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |