Мои статьи [12] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
«Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный ответить» Любой человек испытывает волнение перед событием, влияющем на его судьбу. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека - испытание сил, знаний и находчивости. Сегодня мы поможем Вам раскрыть некоторые секреты успешной сдачи экзамена. Поскольку многие недостаточно хорошо знают предмет и психологически зависят от экзаменаторов, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнуются, беспокоятся, напрягаются, боятся. Экзаменуемые психологически не защищены ни от волн негативных переживаний, обрушивающихся на них как перед экзаменом, так и во время него, ни от нервных болезней, порожденных этими заболеваниями. Сколько язв желудка и сердечных расстройств было вызвано экзаменами, к которым люди оказались не готовыми! Предэкзаменационный невроз — это состояние, делающее человека открытым для любых ударов. Он может получить эти удары от экзаменатора, сказавшего ему слова, содержащие незначительную критику, но вызывающие очень болезненную реакцию, от своего соседа по экзамену, отказавшегося дать шпаргалку, от самого себя, вдруг потерявшегося перед ответом и забывшего весь материал, от своих мыслей о том, что его заберут в армию, если он не сумеет пройти сквозь этот барьер. Во время предэкзаменационного и экзаменационного стресса у экзаменующегося может возникать страх, у него пересыхает горло, становится глухим голос, делается бессвязной речь, тупеет ум, возникает волевой и двигательный ступор, уходит жизненная сила, ощущается психоэнергетический пробой, отключается память. Перед тем как войти в экзаменационную аудиторию, студентов охватывает паника, они задают друг другу вопросы, пытаясь собрать воедино осколки разрозненных знаний. Кто-то беспокойно ходит по коридору, кто-то лихорадочно листает учебник или конспект, а кто-то просто застывает, сидя на стуле, как будто в ожидании казни. Все, кто учился в институте, вспомните, как сама мысль о предстоящем зачете, экзамене, сессии, портила вам настроение. Многие двойки и тройки на экзаменах получены не потому, что студенты не знали материала, а потому что они не умели справляться с предэкзаменационным стрессом. Ходил он по ученикам и никак не мог понять, отчего случается иной раз такое: ученик отлично разбирается в предмете, толковый, понятливый - хоть на олимпиаду его посылай, а на экзамене может наворотить такого, что хоть кричи. В чем дело? Почему? Думал репетитор, думал, и стал замечать: хорошо-то всё до тех пор, пока не произнесешь слова: «контрольная!», «экзамен!», «зачет!». Произнес их, и сам не рад: ученик напрягается, плечи домиком, в кресло вжимается, бледный становится. Спросишь его о чем-нибудь - заикается, ошибается - словом, дурно человеку. Выходит, пугают его сами эти слова. Стал выпытывать: а как видишь ты эти слова? Картинка белая или цветная? Как слышишь? Что чувствуешь, когда произносишь их? Стресс экзамена требует защиты нашего психоэмоционального состояния и энергетического тонуса. Как часто мы слышим совет: если не можешь что-то изменить, измени свое отношение к этому. А что, если изменить картинку, звуки, чувства? Что, если изменить отношение к страшным словам? Попробуйте в своем воображении раскрасить самыми любимыми цветами пугающие вас слова, привяжите к буквам воздушные разноцветные шарики - пусть слова эти перестанут быть тяжелыми, приземленными, а станут легкими, невесомыми! Психология сдачи экзамена учит уверенному поведению во время экзамена, позволяет управлять своим эмоциональным состоянием, избегать конфликтных ситуаций с преподавателями, правильно понимать вопросы и аргументировать ответ. На экзамен нужно потратить несколько дней. Открывая конспект, с лекциями или учебник делайте пометки, что для Вас легче, а что тяжелее запомнить. Там, где у Вас возникли трудности, останавливайтесь несколько раз, повторяя про себя или вслух. Очень эффективно стать перед зеркалом и рассказать выученный отрывок с выражением и четкой дикцией. Ведь так Вы сможете увидеть себя со стороны. Каждый раз, заново приступая к работе, проверяйте качество выученных предыдущих билетов. Ведь вы могли что-то забыть или упустить. Экзамен - это бой. И в этом бою у вас два противника: первый и самый опасный - это вы сами, второй - экзаменатор. Рассмотрим их. Чтобы справится с собой, нужно очень много усилий. Главное - правильный настрой. Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, страх не только повлияют на качество ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором. Корнем страхов являются мелочные надежды: на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя, надежда шпаргалки, и т.п. Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего, следует освободиться от каких бы то ни было надежд. Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно восполнить этот громадный пробел. Конечно, бывали случаи, когда люди в одну ночь выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника. Существует множество технических способов восполнить пробел в знаниях - шпаргалки, бомбы и т.п. Но пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность проистекала из боязни уличения, а неуверенность - от стремления, предельно точно соответствовать написанному в шпаргалках. На них не стоит рассчитывать.
Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться на что-либо, питать надежды нельзя. Осознав это, вы избавляетесь от надежд и попадаете в особое состояние духа. Правило первое: НЕ МОЛЧАТЬ. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз. Молчание всегда расценивается экзаменатором как признак незнания. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда свидетельствует если не о знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев цениться. Правило пятое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРНО, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Вообще на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку. Перечисленные десять правил составляют искусство сдачи экзаменов,. Говорят, что те, кто в совершенстве овладел этим искусством, способны сдавать китаеведу китайский язык, не зная его. Например, если истинного студента спросить, что он сделает, если во время сдачи им экзамена небеса внезапно свернутся, как свиток, земля затрясется и начнется в полном объеме и со всеми атрибутами конец света, то он ответит: я воспользуюсь всем этим, чтобы выиграть время и придумать удачный ответ на поставленный вопрос. Перед экзаменами хорошо зайти в аудиторию, посидеть на тех местах, где потом вы будете писать. Ведь когда входишь в непривычную комнату - многие люди просто теряются. А если уже там был - совсем другое дело. Ложитесь спать пораньше, последнюю ночь не занимайтесь. У Вас на утро должна быть свежая голова, здравый рассудок и трезвый ум. С утра нужно обязательно что-то поесть, даже если совсем не хочется. Вашему желудку и мозгам нужно питание. Только кушайте привычную пищу, деликатесы отложите на потом. А то мало ли что… Категорически не рекомендуется в день экзамена принимать успокаивающие препараты, так как они вызывают торможение и нарушают координацию. Что нужно взять на экзамен? Не забудьте взять зачетку, книгу по которой Вы готовились, конспект лекций, чистую тетрадь или несколько тетрадных листов, карандаш, ластик, пару ручек, часы, носовой платок, можно также взять несколько таблеток от головной боли или от болей в животе, салфетки. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: dise (07.09.2008) | |
Просмотров: 1714 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||