Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Наш опрос

На кого вы учитесь?
Всего ответов: 397

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПСИХОЛОГИЯ ЭКЗАМЕНА

«Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный ответить»
Чарлд Калеб Колтон.
Мы всю свою жизнь сдаем экзамены. Испытывают школьников, студентов, соискателей ученых степеней, выпускников академий и новых учебных структур.

Любой человек испытывает волнение перед событием, влияющем на его судьбу. Экзамен даже для хорошо подготовленного человека - испытание сил, знаний и находчивости. Сегодня мы поможем Вам раскрыть некоторые секреты успешной сдачи экзамена.

Поскольку многие недостаточно хорошо знают предмет и психологически зависят от экзаменаторов, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнуются, беспокоятся, напрягаются, боятся. Экзаменуемые психологически не защищены ни от волн негативных переживаний, обрушивающихся на них как перед экзаменом, так и во время него, ни от нервных болезней, порожденных этими заболеваниями.

Сколько язв желудка и сердечных расстройств было вызвано экзаменами, к которым люди оказались не готовыми! Предэкзаменационный невроз — это состояние, делающее человека открытым для любых ударов.

Он может получить эти удары от экзаменатора, сказавшего ему слова, содержащие незначительную критику, но вызывающие очень болезненную реакцию, от своего соседа по экзамену, отказавшегося дать шпаргалку, от самого себя, вдруг потерявшегося перед ответом и забывшего весь материал, от своих мыслей о том, что его заберут в армию, если он не сумеет пройти сквозь этот барьер. Во время предэкзаменационного и экзаменационного стресса у экзаменующегося может возникать страх, у него пересыхает горло, становится глухим голос, делается бессвязной речь, тупеет ум, возникает волевой и двигательный ступор, уходит жизненная сила, ощущается психоэнергетический пробой, отключается память. Перед тем как войти в экзаменационную аудиторию, студентов охватывает паника, они задают друг другу вопросы, пытаясь собрать воедино осколки разрозненных знаний. Кто-то беспокойно ходит по коридору, кто-то лихорадочно листает учебник или конспект, а кто-то просто застывает, сидя на стуле, как будто в ожидании казни. Все, кто учился в институте, вспомните, как сама мысль о предстоящем зачете, экзамене, сессии, портила вам настроение. Многие двойки и тройки на экзаменах получены не потому, что студенты не знали материала, а потому что они не умели справляться с предэкзаменационным стрессом.
Когда все люди были круглые, а король квадратный, когда по улицам ходили кожаные рубли и деревянные полтинники, а на перекрестках стояли сахарные постовые, жил да был репетитор…

Ходил он по ученикам и никак не мог понять, отчего случается иной раз такое: ученик отлично разбирается в предмете, толковый, понятливый - хоть на олимпиаду его посылай, а на экзамене может наворотить такого, что хоть кричи. В чем дело? Почему? Думал репетитор, думал, и стал замечать: хорошо-то всё до тех пор, пока не произнесешь слова: «контрольная!», «экзамен!», «зачет!». Произнес их, и сам не рад: ученик напрягается, плечи домиком, в кресло вжимается, бледный становится. Спросишь его о чем-нибудь - заикается, ошибается - словом, дурно человеку. Выходит, пугают его сами эти слова. Стал выпытывать: а как видишь ты эти слова? Картинка белая или цветная? Как слышишь? Что чувствуешь, когда произносишь их?
И вот что он услышал - видятся эти слова или черными печатными буквами на белом фоне, или белыми печатными буквами на черном фоне (так печатают свои объявления бюро похоронных услуг). А слышатся эти слова или произнесенными загробным голосом, или пугающим свистящим шепотом с завываниями. Чувства, разумеется, соответствующие: холодок и дрожь по спине, во рту - горечь.

Стресс экзамена требует защиты нашего психоэмоционального состояния и энергетического тонуса. Как часто мы слышим совет: если не можешь что-то изменить, измени свое отношение к этому.

А что, если изменить картинку, звуки, чувства? Что, если изменить отношение к страшным словам? Попробуйте в своем воображении раскрасить самыми любимыми цветами пугающие вас слова, привяжите к буквам воздушные разноцветные шарики - пусть слова эти перестанут быть тяжелыми, приземленными, а станут легкими, невесомыми!
Наклейте себе напоминалки с новым написанием этих слов на видных местах (на зеркале в ванной, на телефонной трубке, на холодильнике, пририсуйте рядом смешную рожицу - пусть эти слова перекодируются в мозгу из темных и тоскливых в светлые и радостные!
Попробуйте найти положительные стороны того предмета, который будете сдавать. Порассуждайте о его пользе для человечества.
Мысленно представьте, что вы пришли на экзамен, достали билет и ответили его на хорошую отметку. Утром в день экзамена повторите эту процедуру. Верьте, что будет именно так. Не допускайте страха.

Психология сдачи экзамена учит уверенному поведению во время экзамена, позволяет управлять своим эмоциональным состоянием, избегать конфликтных ситуаций с преподавателями, правильно понимать вопросы и аргументировать ответ.

На экзамен нужно потратить несколько дней. Открывая конспект, с лекциями или учебник делайте пометки, что для Вас легче, а что тяжелее запомнить. Там, где у Вас возникли трудности, останавливайтесь несколько раз, повторяя про себя или вслух. Очень эффективно стать перед зеркалом и рассказать выученный отрывок с выражением и четкой дикцией. Ведь так Вы сможете увидеть себя со стороны. Каждый раз, заново приступая к работе, проверяйте качество выученных предыдущих билетов. Ведь вы могли что-то забыть или упустить.

Экзамен - это бой. И в этом бою у вас два противника: первый и самый опасный - это вы сами, второй - экзаменатор. Рассмотрим их.

Чтобы справится с собой, нужно очень много усилий. Главное - правильный настрой. Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, страх не только повлияют на качество ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором. Корнем страхов являются мелочные надежды: на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя, надежда шпаргалки, и т.п. Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего, следует освободиться от каких бы то ни было надежд.

Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно восполнить этот громадный пробел.

Конечно, бывали случаи, когда люди в одну ночь выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника. Существует множество технических способов восполнить пробел в знаниях - шпаргалки, бомбы и т.п. Но пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность проистекала из боязни уличения, а неуверенность - от стремления, предельно точно соответствовать написанному в шпаргалках. На них не стоит рассчитывать.

Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться на что-либо, питать надежды нельзя. Осознав это, вы избавляетесь от надежд и попадаете в особое состояние духа.
Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овладевает настоящее спокойствие, и вы становитесь боеспособны, открыты любым возможностям. Обретая это состояние, вы становитесь на чистый путь к победе, на котором нет никаких посторонних предметов, затрудняющих движение. Остаетесь только вы, ваше спокойствие и ваша полная свобода от надежд и связанных с ними страхов. Единственным препятствием между вами и вашим успехом остается теперь только преподаватель - человек, которого вполне можно побороть. Для этого существует особое искусство.
Экзаменатор – это ваш собеседник, а, с другой стороны - это человек с чисто человеческими точками давления.
Борьба с экзаменатором не есть его уничтожение. Эта борьба направлена на убеждении его в вашей высокой состоятельности. В случае достижения этой цели, он не сможет поставить вам низкую оценку. Достижение цели возможно благодаря навыкам человеческого общения.

Правило первое: НЕ МОЛЧАТЬ. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не должны оставлять места для пауз. Молчание всегда расценивается экзаменатором как признак незнания. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда свидетельствует если не о знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев цениться.
Правило второе: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. Чем быстрее вы говорите, тем труднее экзаменатору понять вас. Если экзаменатор требует говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естественная речь и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.
Правило третье: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО НЕПОНЯТНЕЕ. Употребление сложных, многоосновных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пугает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение таких слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление таких слов придает вашей речи небывалую солидность и многозначительность.
Правило четвертое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Многозначительность тона располагает слушателя к совместному постижению неких загадок. Многозначительность смысла является важнейшим условием для успеха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой критической ситуации.

Правило пятое: ГОВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ СПОРНО, всеми силами стараясь свести экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Вообще на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфических знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равноправия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворительную оценку.
Правило шестое: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ, ЧТОБЫ РАССЕЯТЬ ВНИМАНИЕ ЭКЗАМЕНАТОРА. Когда экзаменатор полностью сосредоточен на вашем ответе, это может привести к неприятным последствиям. Можно вертеть в руках ручку, шелестеть листами бумаги и при умении можно даже вогнать преподавателя в глубокий транс.
Правило седьмое: НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ С КРИТИКОЙ В ВАШ АДРЕС. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне, должно быть немедленно, привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергнуть любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Отсутствие критики является залогом высокой оценки.
Правило восьмое: ПРОЯВЛЯЙТЕ МАКСИМУМ ТЕМПЕРАМЕНТА. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень трудно противостоять живому напору.
Правило девятое: БУДЬТЕ ГОТОВЫ ВСПОМНИТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ. Вы не должны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако если такое все-таки произошло, вы должны решить предложенную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуицию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса.
Правило десятое: ДЕЛАЙТЕ ВСЕ, ЧТОБЫ ЭКЗАМЕНАТОР НЕ ЗАПИСАЛ В ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКУ, КОТОРАЯ ВАС НЕ УСТРАИВАЕТ. Истинный студент способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угодно долгое время.

Перечисленные десять правил составляют искусство сдачи экзаменов,. Говорят, что те, кто в совершенстве овладел этим искусством, способны сдавать китаеведу китайский язык, не зная его.

Например, если истинного студента спросить, что он сделает, если во время сдачи им экзамена небеса внезапно свернутся, как свиток, земля затрясется и начнется в полном объеме и со всеми атрибутами конец света, то он ответит: я воспользуюсь всем этим, чтобы выиграть время и придумать удачный ответ на поставленный вопрос.
Все эти приемы можно использовать не только в экзаменационном, но и в любом общении. В жизни многие люди ведут себя так, как будто они являются экзаменаторами, а вы - экзаменуемыми.

Перед экзаменами хорошо зайти в аудиторию, посидеть на тех местах, где потом вы будете писать. Ведь когда входишь в непривычную комнату - многие люди просто теряются. А если уже там был - совсем другое дело. Ложитесь спать пораньше, последнюю ночь не занимайтесь. У Вас на утро должна быть свежая голова, здравый рассудок и трезвый ум. С утра нужно обязательно что-то поесть, даже если совсем не хочется. Вашему желудку и мозгам нужно питание. Только кушайте привычную пищу, деликатесы отложите на потом. А то мало ли что…

Категорически не рекомендуется в день экзамена принимать успокаивающие препараты, так как они вызывают торможение и нарушают координацию.

Что нужно взять на экзамен? Не забудьте взять зачетку, книгу по которой Вы готовились, конспект лекций, чистую тетрадь или несколько тетрадных листов, карандаш, ластик, пару ручек, часы, носовой платок, можно также взять несколько таблеток от головной боли или от болей в животе, салфетки.
Экзамены в школе и вузе — серьезный стресс, но не надо преувеличивать его значение. Вся человеческая жизнь — сплошной экзамен, который нужно сдавать, подтверждая свою состоятельность. И порой эти ситуации бывают куда серьезнее. Поэтому — расслабьтесь и получайте удовольствие от потока информации, который в нужное время и место всегда должен проходить сквозь вас.

Категория: Мои статьи | Добавил: dise (07.09.2008)
Просмотров: 1714 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 asperopyday  
0
да, наверно так и есть


Имя *:
Email *:
Код *: