Мои статьи [12] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Люди всегда относились к деньгам и даже к разговорам о них очень эмоционально. Редко какая тема вызывает в мире столько страстей, сколько деньги и их влияние на нашу жизнь. Деньги завораживали с древнейших времен. Волшебное свойство денег материализовать страстные мечты и заветные желанья побуждало людей слагать о них сказки. Ну, а поскольку чудо в сказках — условие жанра, то чудесное и мгновенное обогащение было самым излюбленным сюжетом. После революции в нашей стране деньги играли все меньшую роль. На первое место выступали какие-то иные ценности: услуги, знакомства. Еще до Великой Отечественной войны широкое распространение получила поговорка: "Блат выше Совнаркома". И только в последнее десятилетие со всех сторон только и слышится о деньгах, о том, что деньги решают все. Несомненно, деньги стали новейшим мифом постсоветского общества. И многие из нас ощутили непосредственно на себе жестокую месть денег. Сегодня деньги у нас отличаются своей ненадежностью и непостоянностью. И прежде были конфискационные реформы, во время которых человек мог обменять лишь ограниченное количество денег. Остальные попросту превращались в бумажки. Кризисы же последних лет приводили к резкому и неожиданному обесцениванию денег. Кроме того, любое взаимодействие с деньгами у нас может получить развитие по правилам уголовного мира. Деньги могут выкрасть на улице, или государство не выплатит заработную плату, или обанкротится банк и бесследно сгинут его владельцы, прихватив ваши деньги. Ненадежность и непостоянность денег влияет на их ценность, заставляет искать что-то более надежное и стабильное. Мы социально не защищены от беспредела, развивающегося по правилам уголовного мира. Но простое коммунистическое отрицание денег также имеет свои давние корни в нашей истории. Так в народном фольклоре украинцев, понятие денег зачастую просто отсутствует. Впрочем, иногда звучат мотивы добычи клада и передачи его без раздела. При социализме от рождения и до пожилых лет люди жили в мире неподвижных, неживых денег. Годами не менялись цены на товары, годами не менялась зарплата. Представители других народов имеют исторические преимущества по опыту взаимодействия с деньгами. Сегодня нашу профессиональную и личную жизнь невозможно представить без обсуждения проблем денег. Эта тема присутствует постоянно. Иногда осознаваемо, иногда бессознательно. И часто управляет нами. Украинцы лишены опыта богатой жизни. Многие из нас лишены опыта просто материально обеспеченной жизни. Более того, в советские годы у всех нас культивировалась психология бедняка. А успешная идеологическая обработка делала нас гордыми бедняками. Что же такое – психология бедности? В социальных науках исследования психологии бедности проводятся достаточно давно. Бедные люди отрицательно относятся к выскочкам — людям с творческой жилкой, стремящимся внести изменения в рутину жизни. Среда бедняков использует все возможные средства давления, чтобы никому не дать подняться выше их уровня. Они стремятся соответствовать достижимым стандартам, навязываемым средствами массовой информации. Все это создает фактор инертности, увековечивающий бедность. Даже маленькие дети равняются на менее одаренных. В этом возрасте в них уже заложена социальная норма, запрещающая выделяться, быть другими. Для них типичен конформизм — Как все, так и я! Вот характерные для бедных убеждения: синица в руке лучше журавля в небе; ищи надежную и не очень трудную работу — чтобы хватало на жизнь; чем меньше ждешь от жизни —тем больше доволен тем, что получаешь. Есть еще одна сторона бедности - Бедность превращается в источник власти человека над теми, кто за него беспокоится. Если у меня ничего нет, я не только не могу ничего дать, но всегда должен получать. Бедность часто ведет к пассивному насилию над окружающими людьми, к манипулированию ими. Сегодня деньги — главное отражение материального мира, того низменного мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же — это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, высшего мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности. Нормальные условия жизни в материальном мире — неотъемлемые условия духовности. В этом мире существует система вознаграждений и наказаний за те или иные виды поведения. Вознаграждением могут быть деньги, власть, любовь или признание. В школе дети получают признание, власть и любовь, но не деньги. С ролью денег, и с тем, как их добывать, дети знакомятся в семье. Источником родительской власти в семье служат деньги — родители могут их давать или не давать. Родители создают потребности у своих детей. Каждый раз, когда родитель делает ребенку подарок, он тем самым пытается создать еще одну потребность. Так высказываются исследователи денег. Важно помнить, что деньги — явление чисто социальное. Они живут только в обществе. Далеко в сибирской тайге или в устье Енисея, где не встретишь человека, деньги бесполезны. Сегодня каждому из нас важно определить свое отношение к деньгам. Для этого жителю нашей страны нужен либо глубокий самоанализ либо сильный психологический тренинг. Ведь деньги представляют собой множество разных реальностей. Они меняются, переходя от ребенка к подростку, от мужчины к женщине, от молодого человека к старику, от бедняка к богачу, от зарабатывающих их честным трудом к грабителям, от гражданина богатой страны к жителю бедной и так далее. Где много денег и они интенсивно перераспределяются, там много обмана, игр, унижений, манипуляций. «Деньги властвовали всегда. Правда в прежние времена их могущество скрывалось. Они властвовали от чужого имени, прикрываясь разными заслугами или титулами. Ныне деньги выступают открыто. Они уже не нуждаются в том, чтобы под прикрытием чужого наряда отвести глаза, стыдясь прирожденной своей вульгарности и низкого происхождения. Они сбрасывают маски и, зная, что никто не будет этим шокирован, выставляют напоказ свою грязную наготу». Таковы высказывания писателя XV века.
Конечно же, существуют тысячи книг, дающих советы по денежному вопросу, и у каждого есть свой метод решения материальных проблем. Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Опутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств. Этому тексту более пяти тысяч лет. Демон думает: «Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько-то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я - господин всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окруженный аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость». Мировая история говорит, что попыткам наслаждаться нет предела. В этом мире полным-полно людей, которые посвящают себя этому занятию. Здесь есть наслаждающиеся на всех уровнях: те, кто считает себя обладателями и управляющими - странами, армиями или просто их детьми, домашними животными, машинами. Сегодняшнее западное понятие собственности пришло к нам от римлян, которые считали, что все должно иметь своего владельца. Римляне не признавали собственность Бога. Они считали, что каждая вещь должна иметь хозяина-человека. И этот хозяин должен быть избранным. Со временем римский закон издал декрет о том, что “свободный” человек может иметь и владеть неограниченными количествами всего, что он мог найти, включая животных, землю и других людей. Эти концепции постепенно распространились по всей Европе и, в результате развития западной цивилизации, постепенно охватили весь земной шар. История предоставляет нам возможность рассмотреть различные культуры, которые руководствовались совершенно другим понятием собственности. Рассмотрим пример африканского племени Нуэр. Их культура диктует, что они должны помогать один другому, и если у одного есть излишки добра, он должен поделиться им с соседями. Поэтому ни у кого из этого племени нет излишек. Никто из Нуэр не должен делиться своим домашним скотом или домашней утварью. Но если человек имеет несколько лишних копьев, дротиков или мотыг, он неизбежно их лишится. Таким же образом древние Самоаны практиковали общественное разделение добра между родственниками и даже чужими людьми. Человек мог просить пищу, одежду и убежище у родственника так же как и помощь в междоусобной войне. Отказ в таких просьбах означал, что отказывающий был скупым, и у него был недостаток человеческой доброты - добродетели, которую очень высоко ценили Самоаны. Представители локальных культур по всему миру владели собственностью коллективно, а не в индивидуальном плане. В понятии “владение богатством” было не столько “моего”, сколько “нашего”.
Владел не один человек, а широкий круг людей, будь они кровными родственниками или нет. Их понятия о собственности были так сформулированы, что шли намного дальше индивидуальных интересов и обеспечивалась какого-то рода социальная безопасность. Всеобщее соглашение, договоренность делить ресурсы, давала возможность обеспечить каждому человеку все необходимое для жизни. Концепция частной собственности, распространенная на Западе, не обеспечивает общественную безопасность, а приводит к изоляции. Частная собственность подразумевает отдельного собственника. Все, что он зарабатывает - это только его, и делает он с этим все, что пожелает. Во времена процветания феномен изоляции, одиночества не настолько присущ владельцу богатствами, т.к. он может поделиться чем-либо со своими близкими друзьями. Однако, во времена экономически трудные, когда ему не чем поделиться с другими, он оказывается в одиночестве. Нет ничего необычного в том, что из-за неожиданной потери дохода разбиваются семьи, увеличивается число бездомных людей, брошенных на произвол судьбы. К сожалению, в нашей современной культуре не существует этики, обязывающей человека помогать брату своему. Существующая этика говорит о том, что только государство должно заботиться о бедных, нуждающихся. Также поощряется благотворительная помощь бедным. И все. Современная модель материалистической экономики, существующая в нашей стране, определяет каждую семью как экономическую единицу, которая действует в качестве производителя и потребителя в одно и то же время. И экономический успех страны в целом достигается при условии, что две эти функции - производительная и потребительная - доводятся до максимума. Эта модель использует в качестве денежного обращения наличные деньги и кредит, отличные от самой экономической единицы. Полагается, что если люди в состоянии увеличить до максимума свой уровень потребления, то они наиболее счастливы и удовлетворены. Это очень естественно для людей - заниматься повышением уровня своего потребления. Те, кто предлагают эту схему, считают людей не более, чем производяще-потребляющими машинами, годящимися только на это. И людям не приписываются никакие личные или духовные качества, идущие дальше этих производяще-потребительных функций. В результате психологически каждый должен искать что-то вне себя, чтобы найти удовлетворение. Это создает в сознании человека ориентацию на “приобретение”. Из-за искусственно созданных условий люди считают, что могут пополнить недостаток счастья путем “приобретения”, что это - цель человеческой деятельности и успех в этом принесет удовлетворение, которое они ищут. Деньги, в форме наличной или кредита, являются валютой, за которую покупаются предметы желаний. Концепция частной собственности заставляет нас отделяться и отчуждаться друг от друга, т.к. мы преследуем наши “собственные” интересы. Современный человек может считать племя Самоанов дикарями, но Самоаны практически никогда не чувствовали себя забытыми, в одиночестве, незащищенными. Если они голодны - они знали, что сосед их накормит. Потому, что они делились чем могли - пищей, убежищем, эмоциональной поддержкой. Настоящее счастье в жизни - это отдавать, а не получать. Однако, в условиях современной экономической структуры становится настолько нелегким претворять в жизнь эту естественную установку, что мы видим, как сами превращаемся в эгоистов. Вопиющее неравенство в распределении богатства, наблюдаемое сегодня, когда 10% населения земли контролируют и владеют более чем 60% ее богатства, не является сюрпризом для тех, кто знает о махинациях в денежных системах. Западная история не раз демонстрировала примеры того, как люди, ответственные за денежное обращение, были не в силах удержаться от того, чтобы искусственным путем не раздуть свои капиталы, не сделав чего-то из ничего. Не существовало ни одного правительства, которое смогло бы избежать соблазна и с легкостью трюкача не пыталось бы получить что-то из ничего. Ни одного! Не говоря уже о снижении ценности денежного обращения, кредитные манипуляции создали неоплатимый долг для грядущих поколений. В настоящее время на каждого жителя США приходится $ 15 000 общественного долга. Каким образом и когда этот долг будет выплачен - вопрос риторический. Мы верим Генри Форду, когда он говорит: “Хорошо, что публика не понимает, как работает их денежная система. Если бы они это понимали, боюсь, что революция бы началась еще до завтрашнего утра”. И мы можем увидеть другие примеры развития общества. Империя инков не имела ничего похожего на деньги, что оказывало на их культуру огромное влияние.“Цивилизация инков - одна из наиболее выдающихся социальных и экономических структур в истории человечества.У них не было денежного обращения, ничего даже соответствующего деньгам, что бы их заменяло. Нникто из инков не был в состоянии ни продавать, ни покупать или же заниматься спекуляцией или вкладывать капитал, у них не было никакой надежды прийти к власти путем обогащения, ничего их не побуждало к махинациям, конкуренции и борьбе на рынке. Там отсутствовали банки, брокерские дома, страховые агентства и агенты, не было ни продавцов, ни рекламирующих товары, не было ни нотариусов, ни гражданских юристов, не было ни налогов, ни налогосборщиков. И если они не были в состоянии обеспечить свою старость, застраховаться на случай болезни или аксидента, в этом не было необходимости, ибо обо всех их нуждах заботились во все времена. Однако, несмотря на это “отсутствие” денег, империя инков имела огромные богатства, но никто не имел замков в дверях своих домов. У них была блестящая администрация, но не существовало взяточничества и коррупции. Двумя единицами измерения их богатства были земля и семья. И хотя у каждого мужчины была земля для содержания семьи, эта земля никогда не представляла собой частную собственность. Инки работали четыре месяца, чтобы обеспечить себя необходимым, а оставшееся в году время посвящали гражданской или общественной деятельности. Эта поразительная культура существовала века, пока не пришли испанские завоеватели, принеся с собой понятие частной собственности. В этом умонастроении они разграбили огромнейшие запасы золота империи, разрушили цивилизацию, убивая и порабощая местное население, которое встретило их с распростертыми объятиями и подарками. Господин Коблентц пишет об инках: “...Тот факт, что алчность одержала победу в тот день, не должен означать, что алчность была превосходящей силой. Правда такова, что оккупанты, стимулируемые комплексом стяжательства, разрушили нечто драгоценное, которое невозможно купить за деньги или заменить деньгами. Инки, несмотря на свой трагический конец, доказали на все времена, что человеческое общество может эффективно жить без стяжательских побуждений. Испанцы показали, что стяжательство способно разрушать все, включая даже не стяжательское общество и его образ жизни”. Эти слова предупреждают нас о реальных проблемах. Общество, постоянно думающее только о том, как наживать деньги и использовать их для наслаждений, приносит разрушение всем интересам человека. Это уже становится нашей реальностью. Очертите границу в своем сознании, что нельзя предавать в самом себе за денежный эквивалент. Нельзя предавать здоровье, работая на износ во имя денег, потому что, как сказал Шопенгауэр, «здоровый нищий счастливее больного короля». Нельзя купить личное счастье, выходя замуж за богатого, но нелюбимого человека, потому что всю жизнь придется насиловать свое сердце. Нельзя купить хорошее отношение к себе, потому что оно изначально будет корыстным. Нельзя купить духовность или расположение Всевышнего, платя ему формальную десятину, отдавая деньги церкви в обмен на индульгенцию или строя личную мечеть за двадцать миллионов долларов, как это сделал Майкл Джексон. Однако, подобные призывы и выводы останутся пустым звуком для миллионов людей, совершенно не ощущающих, что внутри их есть величайшая бесценная жемчужина — бессмертная душа и потому легко готовых отдавать реально имеющийся у них суррогат такой души за чечевичную похлебку. Если для вас душа — это самая ценная реальность, то культивируйте внутренне свободное отношение к деньгам, как будто вы царь, а они слуги. Не вы для денег, а деньги для вас. Но помните, что главным нашим богатством является духовная энергия, счастье, любимые и любящие нас люди. Деньги же — это вторичная энергия в сравнении с человеческими отношениями и духовной жизнью. Богат тот, кто стремится к совершенству. Если вы будете таким человеком, то ваша сила рано или поздно притянет к вам то количество денег, которое достаточно для вашего счастья. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: dise (07.09.2008) | |
Просмотров: 1866 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||